Гофра глушителя, это элемент выхлопной системы автомобиля ответственный за компенсацию колебаний силового агрегата. Практически все автомобили оснащены данной деталью, но как правило мало кто знает про ее существование до того момента пока она не выйдет из строя. Хотя именно благодаря гофре глушителя вы не ощущаете вибрацию и шум двигателя в салоне, что в свою очередь значительно улучшает ощущения от вождения автомобиля.
Гофра глушителя представляет из себя гибкий элемент, как правило выполненный из нержавеющей стали. Есть много видов гофр глушителя, но об этом позже. Современные гофры глушителя состоят из 3-х слоев, это внутренняя оплетка или металлорукав, непосредственно сама гофрированная труба, внешняя оплетка и цоколя которые держат всю эту конструкцию вместе.
Практически все гофры изготовлены именно так, но как говорится чем дальше в лес тем больше дров. Очень большую роль в качестве гофры играет тип стали который применяется при производстве. Именно по этому можно найти две на первый взгляд идентичные гофры от разных производителей но цена будет существенно отличатся.
Самые распространенные сплавы которые используют при изготовлении гофры это алюминизированная сталь и нержавеющая сталь. И так давайте по порядку.
Алюминизированная сталь
Это сталь покрытая алюминиево-кремниевым сплавом методом горячего погружения. Данный метод обеспечивает прочную связь стали с ее покрытием. В результате чего получается материал который выдерживает нагрев до 677 C° без изменения основного материала а так же хорошо противостоит коррозии. Данный сплав широко используется в производствах глушителей для автомобилей.
Однако не смотря на хорошие показатели данного сплава он все же подвержен коррозии и выходит из строя гараздо быстрее чем нержавеющая сталь. Алюминезировання сталь дешевая в производстве и многие производители используют ее для удешивления своего продукта, при этом жертвуя качеством и сроком службы изделия.
Нержавеющая сталь
О нержавеющей стали в целом можно написать несколько статей, по этому давайте рассмотрим только те виды которые используются непосредственно в производстве деталей выхлопных систем а это 201, 304, 321 и 409 стали . Обычно качество нержавеющей стали измеряется ее соответствованию стандартам AISI. Эти виды стали значительно отличаются друг от друга по их техническим свойствам, однако внешне отличить их друг от друга практически невозможно, чем часто злоупотребляют недобросовестные производители.
AISI-это группа стандартов, разработанных Американским институтом стали и сплавов «American Iron and Steel Institute». Данная система наиболее часто применяется в США и Европе.
Нержавеющая сталь AISI 201
Сталь легированна хромом, марганцем, никелем, азотом и медью в оптимальных пропорциях. Такой химический состав обеспечивает высокую механическую прочность метала, но подвергает её холодному деформированию. Эта сталь является не дорогой заменой хромоникелиевых сталей марки 304, 321. Она легко сваривается дуговой сваркой с использованием защитной атмосферы но чувствительна к межкристаллитной коррозии в зоне нагрева. Предельная температура нагрева 760 C°. Российский аналог AISI201 по ГОСТ — 12Х15Г9НД
Нержавеющая сталь AISI 304
Cамая востребованная марка нержавеющей стали. Это универсальная сталь, она устойчива к средне-агрессивным кислотным и щелочным средам, способна выдерживать кратковременное повышение температур до 900 С⁰. Российским стандартом предусмотрен равноценный аналог стали 08Х18Н10. Сплав имеет хромникилевую основу и низкое содержание углерода. Хром образует на поверхности оксидную пленку, которая предотвращает развитие коррозии. При увеличении доли хрома формируются сложные хромжелезистые карбиды, повышающие способность к термоупрочнению, износостойкость, сопротивляемость агрессивным средам. Никель способствует формированию аустенитной кристаллической решетки, а в сочетании с хромом увеличивает стойкость к неокисляющим кислотам, ударную вязкость, устойчивость к усталостным напряжениям.
Нержавеющая сталь AISI 321
Хромникелевая высоколегированная сталь, имеющая аустенитную структуру, повышенную жаропрочность и жаростойкость. Использование стали 321 допустимо при температурах 600-800°С, при этом изделия из стали 321 на протяжении длительного времени остаются в первоначальном состоянии. Не имеет явных магнитных свойств, неустойчива к окислению и не подвергается закалке, температура плавления металла – 1400°С. Российский аналог стали 08Х18Н10Т.
Нержавеющая сталь AISI 409
При термической обработке AISI 409 ведет себя достаточно стабильно и не упрочняется. Даже при температуре в 700 градусов окалина не образуется, а при нагреве до очень высокой температуры все ее полезные механические показатели полностью сохраняются. Стойкость к окислению и обуславливает использование AISI 409 в тех условиях, где применение углеродистых и марганцовистых сталей недопустимо. Применение ее возможно в экстремальных условиях, при температуре в 815 градусов периодическое, а при 700 градусах — постоянное.
Самые лучшие условия для эксплуатации AISI 409 — окислительные и нейтральные среды, в восстановительных средах ее применение не допускается. При температуре до 500 °C ползучесть материала практически не проявляется, ну а после повышения температуры и возрастании механической нагрузки может наблюдаться быстрая деградация материала. Следовательно, в подобных ситуациях лучше всего использовать жаростойкие стали. Российский аналог стали 12Х18Н10Т.
Подбор гофры глушителя.
По своей сути гофра глушителя это универсальная деталь для выхлопной системы автомобиля. Для того что бы подобрать гофру глушителя для своего автомобиля требуется заглянуть под днище автомобиля и найти гофру. Нужно измерить внешний диаметр выхлопной трубы и длинну уже установленной гофры. Соответственно перейдя в магазин или в поле поиска надо прописать сперва диаметр (пример: 45 мм) далее разделитель «х» и длинну (пример: 200 мм) и в результате получите гофру которая подойдет для вашего автомобиля.
Если вы затрудняетесь найти именно ту длинну гофры которая вам нужна то вы можете подобрать гофру длиннее но не более 10-20 мм т.к. для ее установки нужно отрезать немного больше трубы выхлопной системы и ее можно будет установить. (ВНИМАНИЕ: Если выбираете гофру длиннее то предварительно убедитесь в том что в месте установки гофры есть место для установки гофры длиннее.)
Установка гофры глушителя
Гофра глушителя не поддается ремонту, потому если старая деталь вышла из строя то ее нужно заменить. Для того что бы поменять гофру требуется сперва срезать старую гофру глушителя, и на ее место приварить новую. Есть несколько способов приварить гофру глушителя. Некоторые мастера приваривают гофру не надевая ее на трубу выхлопной системы «стык в стык», а другие надевают гофру на трубу выхлопа и приваривают ее в таком положении. Оба варианта установки верные, все зависит от мастера который устанавливает гофру.